Моя первая смена в кино

Когда попадаешь на съемочную площадку, может показаться, что попал на рынок. Пока идет подготовка очередного кадра всё вокруг пребывает в движении: осветители носят тяжелые приборы, художники-постановщики с рабочими передвигают мебель, актеры репетируют роли, фокус-пуллер меряет расстояния, гримеры спешно поправляют потекший на актерах грим. Тут внезапно оператор говорит: «Готово, можем снимать!» и все вокруг замирают и смотрят на тебя… Ну а тебе не повезло: ты режиссер этого фильма… И у тебя сегодня первый съемочный день…

Готовим кадр с мытьем полов

Если вы решите поступать на режиссерский факультет ВГИК, то первое задание для вас будет написать творческую работу. Она состоит из нескольких частей: биографический очерк, режиссерский разбор рассказа и случай из жизни. Знаю, что многие из поступающих этот случай просто придумывают – никто не будет выяснять какое там соотношение правды и вымысла, если история написана хорошо. Я же, честно, один в один описал, как мы на первом курсе Морской академии бегали в самоволку и…

Видимо тут стоит сделать еще одно отступление и рассказать, что до поступления во ВГИК я пять лет учился в Морской академии и чуть было не стал судоводителем, но за несколько месяцев до получения морского диплома, я понял, что хочу снимать кино, отчислился, и поехал поступать в Москву.

… и я поступил! Курс набирал Вадим Юсупович Абдрашитов. Одним из факторов, кстати, оказался тот самый случай из жизни. Как мне позже рассказали педагоги, по моему рассказу было видно, что я понимаю основные принципы драматургии… Вот ведь… И, наверное, еще подумали про себя: «Молодец, приукрасил в нужных местах!». Ну а я, собственно, ничего не приукрашал. Как было – так и описал. Ну, разве что сократил историю, чтобы избавить читателей от избытка лишних деталей.

А знаете, чем, на самом деле замечателен ВГИК?! Тем что находясь в нем вы не можете не снимать кино. Тут, я уверен, вы не правильно меня поняли... Не можете не потому, что обстановка способствует творчеству... Нет… Не можете потому, что если вы его не будете снимать вас отчислят! Как это ни парадоксально, но многие поступившие во ВГИК быстро понимают, что кино они снимать совершенно не хотят.

И, действительно, когда ты в пятый, седьмой, пятнадцатый раз переписываешь сценарий своего фильма, а мастер раз за разом возвращает его назад с требованием переделать, то, закономерно, начинаешь испытывать некоторые сомнения. «А точно ли я занимаюсь своим делом?» - ну знаете же все эти мысли, которые терзают творческих людей…

Примерно в таком же капкане был и я: все мои сценарии были отвергнуты, а новых идей не было. И тут мне снова помог случай, о котором я уже столько здесь рассказывал. Я напомнил о нем мастеру и тот дал добро, сказав: «Ты в этой теме хорошо разбираешься. Снимай!».

И вот, режиссерский сценарий подготовлен, актеры утверждены, роли отрепетированы, все локации согласованы, съемочная группа собрана и, наконец настает тот самый день! Оператор, осветители с их бригадиром, гример, механик камеры, ассистент-по фокусу, художник-постановщик со своими рабочими, звукооператор, администратор, девочка на хлопушке и, главное, актеры – все смотрят на тебя и ждут твоей команды… Ты вешаешь на лицо суровую мину, говоришь: «Начали!», смотришь на монитор, а там как раз в прямом эфире показывают один из дублей твоего будущего фильма. И этот фильм… Как бы так помягче сказать… Он ужасен!

Ты чувствуешь, что все куда-то ускользает. Актеры, с которыми ты несколько дней с утра до ночи репетировал, не выдерживают внимания двадцати человек, нескольких киловатт направленного на них света и толстого слоя грима. Они вроде бы и играют, но что-то совсем другое, не то что ты до этого репетировал. Вот ведь парадокс: текст вроде тот же, делают они все то же, а получается другое кино. И кто, вообще, все эти люди вокруг? Что они забыли на твоей площадке? И зачем они нарушают ту идиллию, которая царила у вас на репетициях еще вчера?

Первый дубль снят. И снова все внимание обращается на тебя. Оператор ждет твоего решения: будет дубль или переходим к новому кадру. Нет, ну, конечно нужно снимать дубль! Такое нельзя оставлять… И еще нужно дать какие-то замечания актерам… А какие замечания им можно дать?! Они же вроде все играют как требуется… Ох, сформулировать бы мне хотя бы для себя что мне не нравится в кадре, а потом уж замечания давать… Наверное, я никчемный режиссер, если ничего не могу поделать…

Так прошел мой первый съемочный день. За двенадцатичасовую смену мы сняли всего четыре кадра, что было непозволительно мало учитывая плотный график дальнейших съемок. Но еще страшнее было то, что я на них «слил» просто море кинопленки делая по четыре-пять, а где-то и по шесть дублей из положенных по нормативам трех. Это означало только одно, что какие-то кадры, в дальнейшем буду вынужден снимать с первого дубля. Не имея возможности ошибиться.

Вечером я провел над собой большую работу. Собрал себя в кучу и дал зарок больше не халтурить на площадке. Ведь это мой фильм и только от меня зависит каким он получится. Актеры, съемочная группа – все тут ради одной задачи. Значит нужно собраться и работать не смотря на других!

Все кто занимаются кино знают, что тут каждый день непредсказуем и несет новые и новые проблемы. С чем мне только не приходилось сталкиваться потом: и переодевать одного из осветителей в форму полицейского, чтобы нас не разогнали, когда мы снимали на улице без разрешения, и передвигать в одиночку декорацию весом в несколько сотен килограмм, когда пьяные рабочие-постановщики не пришли на подготовку павильона. Много чего было. Но первую смена, как в первом фильме, так и во всех последующих, по прежнему остается для меня неразрешимой проблемой. И пока все знакомятся и притираются друг к другу, а работа идет со скрипом, я говорю себе: «Не волнуйся, уже завтра все пойдет как-по маслу. Просто соберись и работай!».

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.